MENU
Главная » 2015 » Январь » 6 » Новейшая история. Армия и Церковь. (из архива газеты "КРАСНАЯ ЗВЕЗДА"
23:45
Новейшая история. Армия и Церковь. (из архива газеты "КРАСНАЯ ЗВЕЗДА"
 

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО ЗДОРОВОЙ ЛИЧНОСТИ

 

Из доклада начальника Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил генерала армии А.В. Белоусова на секции «Церковь и Армия. 
Православные ценности в духовно-нравственном воспитании военнослужащих», прошедшей в рамках XVI Международных Рождественских образовательных чтений

 


 

 

     Российское законодательство определяет образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Однако в последние годы в российском образовании воспитательный процесс стал играть второстепенную роль, что негативно влияет на состояние духовно-нравственной сферы общества.
     В Заявлении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 ноября 2007 года в связи с реформой школьного образования в России, в частности, подчеркиватся: «В общей системе образования должны непременно присутствовать не только учебные, но и воспитательные дисциплины, основной целью которых являлось бы формирование духовно здоровой личности, любящей свою Родину, знающей и ценящей ее культуру и историю. Такой широкий подход к образованию всегда составлял славу национальной школы России».
     Для системы военного образования эти принципы всегда были незыблемой основой. Особое значение имеет вопрос о содержании духовных ценностей и нравственно-волевых качеств, которые формируют крепкий моральный дух каждого военнослужащего в отдельности и армии в целом. Без них самые современные воспитательные технологии теряют смысл.
     Духовные, православные ценности вдохновляли на жертвенное служение Отечеству святого благоверного князя Александра Невского, великого русского полководца Александра Васильевича Суворова, святого праведного воина адмирала Феодора Ушакова, многих других русских военачальников. Военное духовенство на протяжении столетий являлось неотъемлемой частью христолюбивого российского воинства. Органичная связь Армии и Церкви обеспечивала их духовное единство, непрерывно питала духовно-нравственные силы защитников Отечества.
     Данная связь всегда имела абсолютно искренний характер в силу того, что православные ценности выражают отношение человека к добру и злу, к жизни и смерти.
     После октября 1917 года институт военного духовенства был упразднен. В годы Великой Отечественной войны произошло оживление государственно-церковных отношений, однако оно даже отдаленно не напоминало попытки вернуть Церкви исконную обязанность духовно-нравственного воспитания российских воинов. Тем не менее вынужденная «оттепель» в отношении Советского государства к Церкви показала, что православная душа народа и армии жива.
     Живой она оказалась и после завершения монополии коммунистической идеологии в нашей стране. Крушение коммунистических идеалов лишило Вооруженные Силы духовно-нравственной основы, что негативно отразилось на моральном духе армии. Социальный и морально-психологический дискомфорт, расслоение и поляризация общества вынудили граждан новой России искать в житейской динамике, граничащей с хаосом, островки относительной устойчивости и стабильности.
     В духовно-нравственном плане этой «твердью» для многих военнослужащих стала религия, ее духовные ценности. Так зарождалась новая форма взаимодействия Армии и Церкви.
     Современный период военно-церковных отношений уже имеет свою богатую историю. К сожалению, он пока не стал объектом глубокого исследования как в светской, так и в церковной науке.
     Условно его можно разделить на четыре этапа. Первый этап военно-церковных отношений - это восстановление военно-церковного общения. Он охватывает 1992–1994 годы.
     В 1992 году в Военной академии Генерального штаба была проведена конференция, посвященная святому благоверному князю Александру Невскому. Жизнь и подвиги этого воина объединили служителей Церкви и защитников Отечества во имя будущего России. Священнослужители и офицеры академии были единодушны в стремлении возродить духовные основы военной службы.
     Главное внимание уделялось просвещению. Никто не навязывал веру. Людям рассказывали о многовековой истории страны, где шли рядом духовный подвиг и ратное мужество, давали возможность каждому разобраться и сделать свой выбор.
     В Министерстве обороны Российской Федерации к этой работе отнеслись с пониманием и заинтересованностью. Органы военного управления искали пути конструктивных взаимоотношений с Церковью.
     2 марта 1994 года министр обороны Российской Федерации и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II подписали Совместное заявление. Стороны выразили намерение «организовать взаимодействие в деле возрождения российской духовности и традиций верного служения Отечеству».
     На первом этапе военно-церковных отношений получила распространение инициатива строительства воинских храмов и часовен в гарнизонах, штабах, военно-учебных заведениях. Это был значимый шаг в деле материализации православных ценностей.
     Одним из первых среди воинских храмов был создан храм-памятник во имя Ахистратига Божия Михаила в Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил. Он был освящен 1 декабря 1995 года Святейшим Патриархом Алексием.
     Завершением начального этапа современных военно-церковных отношений стала I Всероссийская конференция «Православие и Российская армия», которая состоялась в октябре 1994 года в Москве. На конференции был поставлен вопрос о необходимости углубления сотрудничества Армии и Церкви в деле духовно-нравственного воспитания военнослужащих.
     Второй этап - это этап развития военно-церковного взаимодействия. Его хронологические рамки – 1994–1997 годы.
     В эти годы создается и активно работает первый межведомственный орган - Координационный комитет по взаимодействию между Вооруженными Силами Российской Федерации и Русской Православной Церковью. В органах воспитательной работы Вооруженных Сил вводятся должности офицеров по связям с религиозными организациями. Священный Синод Русской Православной Церкви своим определением создает Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями.
     Появляются новые формы дополнительного образования военнослужащих на основе православных ценностей. Так, при Православном Свято-Тихоновском богословском институте был учрежден Центр духовного образования военнослужащих, где желающие могли пройти двухгодичные курсы. В настоящее время институт преобразован в Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, а курсы для военнослужащих стали четырехгодичными.
     В Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого в эти годы формируется внештатный факультет православной культуры. Этот опыт был обобщен Главным управлением воспитательной работы Вооруженных Сил и рекомендован всем военно-учебным заведениям Минобороны России. Сегодня факультеты и лектории православной культуры успешно работают во многих военных академиях, университетах и училищах.
     Еще одним важным событием в деле духовно-нравственного воспитания военнослужащих стало проведение в 1995 году первой военной секции Международных Рождественских образовательных чтений.
     Третий этап современных военно-церковных отношений - этап развития сотрудничества между Армией и Церковью с 1997 по 2005 год.
     В апреле 1997 года между Министерством обороны Российской Федерации и Русской Православной Церковью было подписано Соглашение о сотрудничестве. Этим соглашением мы руководствуемся и по сей день. Соглашение предусматривает развитие военно-церковных отношений по следующим направлениям: 1) патриотическое воспитание военнослужащих; 2) нравственное воспитание и духовное просвещение военнослужащих; 3) социальная защита военнослужащих и членов их семей; 4) реализация религиозных потребностей военнослужащих;
     5) восстановление культовых сооружений.
     В соглашении также определен ряд организационных мероприятий. Стороны договорились «использовать духовно-нравственный потенциал Русской Православной Церкви в деле нравственного воспитания военнослужащих». Это положение соглашения открыло новые перспективы в военно-церковных отношениях.
     В последующие годы были заключены соглашения между Церковью и видами Вооруженных Сил, другими силовыми министерствами и ведомствами России.
     За воинскими частями в местах их дислокации закрепляются священнослужители, их численность в 2004 году достигла 2 тыс. человек. В епархиях Русской Православной Церкви были созданы военные отделы. С 2003 года стали проводиться учебно-методические сборы «военного» духовенства. Первые сборы состоялись на базе Рязанского института Воздушно-десантных войск. В сборах приняли участие 124 священника из 37 епархий. В 2007 году на пятых сборах «военного» духовенства количество участвующих епархий почти удвоилось.
     В эти годы была усовершенствована структура Синодального отдела, в котором появились сектора видов, родов войск, важнейших направлений деятельности Вооруженных Сил (например, организационно-мобилизационный сектор, сектор военно-учебных заведений и др.).
     Все эти меры значительно обогатили практику воспитания военнослужащих на духовных ценностях православия. Распространению положительного опыта способствовали регулярно проводимые военные секции Рождественских чтений. Большинство заседаний секций было проведено в Военной академии Генерального штаба.
     На этом этапе православное духовенство начинает принимать участие в учебном процессе в Военной академии Генерального штаба. Священники Синодального отдела регулярно приглашаются для чтения лекций по проблеме влияния религиозного фактора на национальную безопасность Российской Федерации.
     Начало новому, четвертому этапу современных военно-конфессиональных отношений положила военная секция ХIII Международных Рождественских образовательных чтений, которая проходила в нашей академии в 2005 году. В докладах, выступлениях и рекомендациях секции отчетливо прозвучала идея о необходимости дальнейшего укрепления сотрудничества Армии и Церкви.
     В настоящее время в Вооруженных Силах созданы самые благоприятные условия для участия священнослужителей в духовно-нравственном воспитании военнослужащих. В этих условиях необходимо использовать накопленный за последние годы опыт, уметь видеть перспективу, объединять усилия в достижении новых целей.
     К первоочередным задачам воспитания воинов на православных ценностях сегодня можно отнести: во-первых, совершенствование планирования и координации совместной работы по духовно-нравственному воспитанию военнослужащих и членов их семей; во-вторых, развитие военно-церковных отношений в области совместных научных исследований в интересах духовной и военной безопасности Российской Федерации; в-третьих, дальнейшую разработку нормативно-правовой базы военно-конфессиональных отношений; в-четвертых, совершенствование материальной и учебно-методической базы обучения и воспитания военнослужащих на традиционных для России духовных ценностях.
 
Материал взят с сайта http://old.redstar.ru/2008/03/28_03/2_02.html 
Просмотров: 543 | Добавил: Алтын | Теги: Погранзастава УГЛИЧ, православная вера, Православное видение войны и мира, Армия и церковь | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]